Степень научной разработанности

 

 

Одним из аспектов выбранной тематики, который должен быть отражен в любой диссертационной работе, является ее научная разработанность. Благодаря тому, что диссертант анализирует указанный критерий, он получает возможность обнаружить недостаточно раскрытые грани выбранной темы, а также на основе собранных данных сформулировать цели и задачи собственного исследования.


Данный критерий в обязательном порядке должен быть отражен во вводной части диссертационного исследования.

 

При этом выявление степени разработанности темы играет важную роль, так как:

- позволяет отразить широту научного кругозора диссертанта, его навыки сбора и анализа информации;

- помогает сформировать представление о глубине изучения указанной проблемы теми авторами, которые рассматривали ее ранее, в рамках собственных научных исследований;

- позволяет выявить те нюансы тематики, которые были малоизученны и нуждаются в более детальном рассмотрении.

 

Помимо прочего, степень разработанности позволяет определить, какое место занимает выбранная автором тематика в интересующей его научной сфере.


Первостепенная роль указанного критерия состоит в том, чтобы определить пробелы в рассматриваемой автором совокупности знаний, которые нуждаются в восполнении. Данное стремление становится основой для постановки диссертантом конкретных задач и реализации собственного исследования.

 

Почему диссертанту необходимо проанализировать степень разработанности темы?

 

Во введении к диссертационной работе должны быть указаны все аспекты, которые обосновывают выбор конкретной тематики, указывают на ее актуальность, новизну, а также позволяют судить о необходимости ее детального изучения.

 

Анализ степени научной разработанности позволяет решить сразу несколько важных задач:

1. Составление списка авторитетных учёных, которые рассматривали данную тему ранее и являются предшественниками автора диссертации;

2. Формирование наиболее полной теоретической и методической базы исследования;

 

 

3. Систематизация источников литературы, которые относятся к тематике диссертационной работы;

4. Определение пробелов, нераскрытых аспектов в рамках указанной темы;

5. Выявление научной и прикладной значимости диссертационного исследования.

 

Как выявить степень научной разработанности в рамках диссертационного исследования


Для того чтобы установить данный критерий, диссертанту следует провести критический анализ рассматриваемой научной области и осуществить несколько ключевых шагов:

1. На основании выбранной темы выявить и сформулировать предмет собственного диссертационного исследования, для того чтобы в дальнейшем ориентироваться на него в процессе осуществления анализа степени разработанности проблемы;

 

 

2. Выявить основные хронологические этапы в изучении проблематики диссертационного исследования;

3. Определить ключевые проблемы и аспекты, которые рассматривали авторы на каждом из указанных этапов;

4. Провести анализ теоретико-методологических подходов различных авторов к решению проблемы;

5. Сформулировать выводы на основании проведенного анализа (При этом акцент необходимо ставить на тех моментах, которые были раскрыты недостаточно).

 

Выявление предметного поля и проверка аутентичности


Под предметным полем научно-исследовательской работы подразумевается система определенных концепций, терминов, теорий, которые применяются исследователями в конкретной научной сфере. Также данное понятие предполагает существование определенной взаимосвязи между указанными компонентами. Выявление предметного поля тесно связанно с поиском вопросов, которые возникают при рассмотрении конкретного предмета, а также степенью их раскрытия в научной литературе.


Перед диссертантом возникает задача систематизации всей информации, опубликованной другими исследователями, а также выявлении неоднозначных моментов.

 

 

Для того чтобы определить степень аутентичности данных, которые получили исследователи, необходимо определить их достоверность, а также полноту.

 

Это можно реализовать двумя методами:

- через поиск существующих противоречий;

- путем определения соотношения между познаниями о предмете исследовательской работы отдельно взятого исследователя и остальных авторов.


При этом все знания можно условно разделить на несколько групп:

1. Знания, которые являются достаточно противоречивыми с точки зрения диссертанта;
2. Познания, которые нуждаются в дальнейшей верификации, или более детальном рассмотрении;

3. Те знания, которые полностью согласуются с данными, полученными диссертантом в ходе составления теоретико-методологической базы исследования.

 

Основные принципы отражения степени научной разработанности тематики исследования


Данный критерий должен быть отражен во вводном разделе диссертации и представлен в форме лаконичного описания аспектов, которые были изучены авторитетными авторами в отношении проблемы представленного исследования. Диссертанту необходимо проанализировать собранную информацию, ориентируясь на тему диссертационной работы и предмет своих изысканий.

 

 

При этом следует учитывать основные принципы, связанные с оформлением списка авторов, допустимыми для анализа источниками, а также формулировкой тезисов для описания степени разработанности. Остановимся на каждом из данных факторов более детально.

 

Ключевые правила оформления списка авторов


Ниже рассмотрим по пунктам ключевые правила оформления списка авторов:

1. Фамилии учёных следует указывать в алфавитном порядке;

2. Все учёные, которых упоминает диссертант в ходе анализа, должны быть авторитетными. Не следует рассматривать начинающих исследователей, которые еще не успели внести существенный вклад в рассматриваемую научную сферу;

 

 

3. В том случае, если перечень авторов слишком широкий (30 и более фамилий), допустимо указывать не всех, а только наиболее известных в своей области;

4. В том случае, если проблематика исследования ранее практически никем не рассматривалась, или изучалась слишком мало, это необходимо отразить в отдельном абзаце вводной части. Такая ситуация встречается достаточно редко, обычно в рамках докторских диссертаций, когда автор является первооткрывателем;

5. Анализ разработанности тематики в кандидатской и докторской диссертации обычно делится на несколько подзаголовков;

6. Список авторов должен быть выстроен в согласии с хронологическим принципом: в первую очередь следует указывать труды учёных наиболее ранних периодов времени, а затем тех, которые являются современниками диссертанта;

7. Необходимо отразить фамилии исследователей, которые осуществляют профессиональную деятельность на кафедре диссертанта, а также являются членами Диссовета;

8. Помимо отечественных учёных, следует рассматривать также зарубежных авторов;

9. В случае если в диссертационной работе анализируется и сопоставляется сразу несколько научных областей, лучше структурировать список не по фамилиям авторов, а по отдельным направлениям.

 

Типы источников, которые можно рассматривать в процессе оценки разработанности темы


Для того чтобы выполнить данный раздел максимально качественно необходимо четко понимать какие источники информации могут рассматриваться диссертантом.

 

Перечислим основные правила, которых следует придерживаться в процессе отбора подходящей литературы:

1. Все указанные автором источники должны быть подготовлены авторитетными исследователями;

2. Они должны быть достаточно актуальными, за исключением тех случаев, когда тематика предполагает глубокий исторический анализ развития знаний по проблеме исследования;

 

 

3. Допускается рассмотрение исключительно серьезных научно-исследовательских работ. Нельзя рассматривать научно-популярную и публицистическую литературу;

4. Лучше всего подобрать источники, которые отражают несколько отличных друг от друга подходов в изучении указанной проблемы. Это позволит автору сопоставить полярные точки зрения авторов и на основе проведенного анализа обосновать необходимость проведения собственной научно-исследовательской работы;

5. Акцентировать внимание следует на наиболее значимых научных трудах, которые внесли фундаментальный вклад в раскрытие указанной темы. К ним относятся монографии, а также кандидатские и докторские диссертации авторитетных исследователей. Также допустимо рассматривать научные статьи составленные учёными с кандидатской и докторской степенью, тематика которых тесно связана с направлением диссертационной работы автора;

6. Подбирать источники следует с учетом значимости вклада того, или иного исследователя в раскрытие проблемы;

7. Допустимо рассматривать защищенные диссертационные работы и авторефераты к ним, в том случае если в них представлена достаточная доказательная база;

8. В процессе анализа источников в рамках определения степени разработанности тематики, необходимо выражать собственную точку зрения и делать выводы, а не просто перечислять факты.

 

Как правильно сформулировать тезисы которые отражают степень научной разработанности

 

Ниже приведем примеры того, как правильно сформулировать тезисы, которые отражают степень научной разработанности.

 

Пречислим некоторые типовые фразы, которые можно применять в процессе анализа указанного критерия:

- Первопроходцами в изучении данного вопроса, можно считать следующих учёных….

- Анализ научных трудов по теме исследования показал…

 

 

- Фундаментальная база в изучении данной проблемы была заложена в работах следующих исследователей:…

- На основании анализа источников можно сделать вывод о существовании противоречия….

- Монографии и научные статьи данного автора отражают…

- Следует более подробно остановиться на исследовании данного автора, так как оно послужило основой для…

 

Типичные ошибки которые допускают диссертанты в процессе анализа разработанности темы

 

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают диссертанты в процессе анализа разработанности темы. В том случае, если данный аспект во введении раскрыт недостаточно, это может вызвать у комиссии множество вопросов в процессе защиты.

 

Поэтому важно постараться избежать возможных недочетов.

 

 

Чаще всего диссертанты допускают следующие ошибки:

- автор рассматривает источники, которые не имеют непосредственного отношения к тематике исследования;

- диссертант применяет слишком общие формулировки, в описании не хватает конкретики;

- автор не указывает на степень раскрытия проблематики в научных трудах, а просто перечисляет их названия и имена авторов;

- диссертант недостаточно грамотно формулирует свои мысли, делает существенные ошибки и опечатки в тезисах;

- автор не сформулировал выводы относительно степени изученности темы в представленных научных трудах и не высказал собственную точку зрения по данному вопросу.

 

Пример степени научной разработанности темы магистерской диссертации по экономике

 

 

Пример степени научной разработанности кандидатской диссертации по педагогике

 

 

Пример степени научной разработанности докторской диссертации по психологии

 

 

Определить степень научной разработанности темы достаточно сложно. Это требует глубокого анализа различных источников информации, которые освещают проблематику диссертационной работы. Поэтому диссертанты достаточно часто обращаются за помощью в решении данной задачи к опытным учёным-экспертам. Научный консультационный центр «Diss-work» оказывает поддержку в процессе подготовки всех видов диссертационных работ: магистерских, кандидатских и докторских. Мы готовы помочь Вам решить любую задачу, связанную с написанием и оформлением диссертации, составлением автореферата, публикации научных статей, подготовкой доклада и презентации к защите и т.д. Наши эксперты ответят на любой вопрос и окажут профессиональную поддержку, которая позволит Вам подготовить качественное диссертационное исследование в выбранном Вами научном направлении.

 

Как с нами связаться

 

 

Позвонить нашим менеджерам

по номеру

+7 (987) 2000-555

Написать в WhatsApp Telegram

по номеру:

+7 (987) 2000-555 

Написать письмо нашему менеджеру на адрес:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку,

перейдя в раздел нашего сайта

"сделать заявку"


Сделать заказ
Добавить файл(ы)
Консультация
Добавить файл(ы)