Под методами любой научной работы, в том числе ВКР, подразумевается комплекс инструментов, позволяющих автору собрать, систематизировать и последовательно изучить необходимую информацию.
Методологическая база выполняет сразу несколько важных задач:
- Позволяет составить представление о сути изучаемого научного вопроса;
- Помогает автору дать характеристику рассматриваемым процессам и явлениям;
- Позволяет доказать, или опровергнуть научное предположение (гипотезу);
- Дает возможность реализовать научно-теоретическое, или экспериментальное исследование, необходимое для реализации поставленных перед магистрантом целей.
Вся методология, которая применялась в ходе выполнения магистерской, должна обязательно быть перечислена автором во вводном разделе ВКР, а также автореферате. Если магистрант применяет методику, или технологию исследования, которая не является общеизвестной, то ему следует подробно описать ее суть в тексте своей работы.
Можно определить две базовые группы методов:
1. Качественные. Они направлены на составление представления о природе различных явлений действительности и интерпретацию полученных данных. Они применяются преимущественно в таких дисциплинах, как: история, юриспруденция, культурология и т.д.;
2. Количественные. Данная группа методологических инструментов позволяет провести измерение определенных показателей и выразить их в конкретном числовом, или процентном соотношении. Они часто применяются в математической, социологической науке и т.д.
Магистранту необходимо четко разграничивать данные категории методов для того, чтобы выбрать наиболее релевантный из них, ориентируясь на конкретные академические задачи и особенности своей научной специализации.
Выбор методов достаточно обширный. При этом важно правильно определить методологическую базу, исходя из цели и направления будущего исследования.
В целом все методы принято делить на несколько основных категорий:
Без применения данной группы методов не обходится ни одна научно-исследовательская работа. Они носят универсальный характер и позволяют реализовать исследование в той научной области, к которой относится диссертация магистранта. Их также можно условно разделить на несколько подгрупп:
1) Теоретические:
- Метод построения гипотез – он заключается в том, что автор делает собственные предположения о том, как можно разрешить определенную научную задачу, или проанализировать конкретные процессы и явления окружающей действительности;
- Аксиоматический метод – применяется с целью доказать конкретные факты, через признание истинности определенных, связанных с ними, утверждений;
- Хронологический метод. Он заключается в том, что автор исследует процесс возникновения, становления и развития определенных явлений. Он часто применяется в различных дисциплинах гуманитарного цикла: философии, истории, искусствознании и т.д.;
- Метод систематизации. Он подразумевает рассмотрение определенного процесса в его целостности, путем объединения между собой отдельно взятых компонентов в соответствии с их характеристиками.
2) Общелогические:
- Метод анализа и синтеза - они позволяют мысленно разделить объект исследования на несколько частей, а также сопоставить их друг с другом в случае необходимости. Данные методы широко применяются во всех типах научных работ;
- Метод аналогий – он позволяет определить сходство между различными явлениями окружающей действительности, установив их соответствие по определенным параметрам;
- Абстрагирование – данный метод позволяет автору научной работы определить ключевые свойства объекта, путем исключения наименее значимых характеристик;
- Индуктивный метод – он предполагает, что при рассмотрении определенного объекта автор мыслит по направлению от единичного (частного) к общему;
- Дедуктивный метод – противоположен предыдущему, то есть рассуждение идет от общего к частному.
3) Эмпирические:
- Научный эксперимент – он позволяет автору воссоздав определенные условия, изучить свойства и характеристики выбранного предмета, или процесса;
- Наблюдение – это один из широко применяемых методов исследования в ряде наук, в особенности таких, как: психология, экология, педагогика, биология и др. Его суть заключается в том, что исследователь целенаправленно воспринимает определенный процесс и фиксирует его особенности;
- Описание - автор подробно фиксирует параметры объекта проведенного исследования, а также те изменения, которые происходили с ним после определенных манипуляций;
- Моделирование – применение данного метода предполагает создание определенной модели, которая будет отражать конкретные параметры интересующего автора объекта. Это позволяет достичь поставленных перед автором задач исследования. Моделирование может быть абстрактно-теоретическим, или предметным, в зависимости от того, в каком направлении магистрант проводит свою работу. Например, это может быть педагогическая, математическая, компьютерная модель и т.д. В большинстве случаев она изображается в виде конкретной графической схемы.
Специальные методы предназначены для построения исследования в рамках отдельно взятых научных дисциплин и могут практически не приняться в других областях. Перечислим некоторые из наиболее распространенных методов:
В экономике и менеджменте:
- Метод критического пути – его применяют с целью запланировать и провести анализ конкретных производственных схем отдельно взятых видов товарной продукции. Он помогает дать оценку каждому этапу и подобрать наиболее результативный способ производства товара. Он широко применяется во многих промышленных отраслях;
- Метод «Дельфи» - он заключается в сборе мнений экспертов и выборе оптимальных решений на базе высказанной ими точки зрения. Он основывается на другом распространенном методе – «мозговой штурм», который заключается в том, что ряд компетентных специалистов обсуждают вместе свои идеи относительно решения определенной проблемы;
- Бизнес-моделирование – оно применяется для изучения различных экономических стратегий, способов управления, выявления закономерностей в поведении персонала компании при смене условий рабочего процесса и т.д.
В психолого-педагогических и социальных исследованиях:
- Фокус-группы – данный метод по своей сути представляет интервью, проведенное сразу с группой людей, которые входят в целевую группу (обычно их 5-10 человек);
- Беседа - указанный метод позволяет магистранту собрать первоначальную информацию об объекте на базе вербального общения с ним;
- Тестирование – один из наиболее эффективных методов диагностики, который заключается в анализе ответов испытуемых на заранее разработанные автором вопросы с целью выявления отношения к определенному предмету, или их личностных качеств;
- Анкетирование – это методика, которая предполагает опрос сразу нескольких испытуемых путем разработки специального перечня вопросов, на которые они дают ответ в письменном виде и т.д.
В юриспруденции:
- Сравнительно-правовой – он помогает последовательно рассмотреть правовую культуру различных государств, сопоставить их между собой и т.д.;
- Формально-юридический – его применяют для анализа различных нормативно-правовых документов и фактов;
- Метод юридической герменевтики – он позволяет раскрыть содержание различных текстов юридического характера, которые были составлены еще в древности и т.д.
Еще на исходном этапе работы над ВКР необходимо определиться с методологической основой, то есть теми методами, которые будут выступать в качестве основных инструментов исследования. Для того чтобы решить данную задачу правильно необходимо следовать следующим рекомендациям.
Таблица 1. Рекомендации по определению методологической основы исследования
Первая рекомендация | Необходимо тщательно проанализировать те задачи, которые стоят перед магистрантом, а также ключевую цель всей диссертационной работы, так как данные факторы прямым образом связаны с выбором подходящей методологической основы ВКР; |
Вторая рекомендация | Магистранту следует ориентироваться на направление своей магистерской работы и тип научно-практического исследования. Оно может быть количественным, или качественным, носить исключительно научно-теоретический, или же эмпирический (экспериментальный) характер и т.д. Необходимо предварительно изучить методические указания своего учебного учреждения, так как в них будет содержаться информация об особенностях проводимого магистерского исследования. Например, магистерская по направлению «психология» практически всегда предполагает эмпирический опыт, соответственно методы должны быть подобраны с учетом данного фактора; |
Третья рекомендация | Не следует забывать о том, что объем магистерского проекта может быть разным и является ограниченным. Автору необходимо ориентироваться на него в процессе выбора методов. Например, некоторые специальные методики предполагают наличие определенного инструментария и их описание будет занимать слишком большой объем. В ВКР лучше применять хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные методы; |
Четвертая рекомендация | Для магистранта может быть полезно рассмотрение уже защищенных исследований других авторов, которые тесно связаны с выбранной тематикой и направлением. Вполне возможно, что в них применялись те методы, которые отлично подойдут для Вашего магистерского проекта. |
Методология должна быть четко определена студентом магистратуры и указана как во введении диссертации, так и автореферате, если он необходим. Необходимо обозначить наименование конкретно метода, а также лаконично описать его и обосновать почему он был выбран в рамках указанного исследования.
В зависимости от выбранной тематики магистрант может указать следующие параметры:
- методы, с помощью которых проводился сбор необходимой информации, например, тестирование, опросники и т.д. При этом необходимо обозначить какой инструментарий применялся для каждого из них;
- методы, которые позволили проанализировать полученную информацию, например: дескриптивный, факторный, статистический анализ;
- характеристика процедур, которые применялись для обработки данных;
- описание состава испытуемых (выборки): их пол, возраст и др.
Рассмотрим некоторые распространенные ошибки в выборе методов для написания магистерского исследования. Данные ошибки приведены на основе профессионального опыта наших специалистов, оказывающих помощь и консультационное сопровождение процесса написания магистерских диссертационных исследований.
Таблица 2. Некоторые распространенные ошибки в выборе методов для ВКР
Первая ошибка | Несоответствие выбранной методики поставленной цели. К примеру, автор может попытаться определить какие-либо качественные факторы с помощью методов, предназначенных для количественного измерения; |
Вторая ошибка | Слишком маленькая выборка, что не позволяет судить о достоверности полученных результатов; |
Третья ошибка | Ошибки в инструментарии проводимого исследования. Например, неграмотно составленные вопросы тестирования, или анкеты, плохо организованные условия для проведения всех этапов экспериментальной работы и т.д.; |
Четвертая ошибка | Ошибки в сборе исходных данных, которые являются базой для дальнейшего исследования; |
Пятая ошибка | Нарушение процедуры обработки полученных результатов, или ошибки в их интерпретации и др. |
Чтобы правильно выбрать методы для своей выпускной квалификационной работы, Вы можете обратиться к учёным-экспертам нашей компании «Diss-Work». Они готовы оказать квалифицированную помощь в процессе написания самого исследования, его оформления и подготовки магистерской работы к защите.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Позвонить нашим менеджерам по номеру +7 (987) 2000-555 |
Написать в WhatsApp Telegram по номеру: +7 (987) 2000-555 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в раздел нашего сайта |