К содержанию диссертационных работ магистрантов и соискателей предъявляется немалое число различных требований, соблюдение которых является непременным условием допуска к защите. Тематика, которую выбирает диссертант, должна быть актуальной, а ее рассмотрение должно нести определенную научную и прикладную пользу. Одно из важнейших условий в достижении успеха – это обеспечение необходимого уровня научной новизны исследования.
Диссертанту необходимо четко обосновать в тексте своей работы те критерии, которые отражают ее новизну. Это приблизит его к достижению конечной цели, а именно – получению определенной учёной степени.
Диссертационное исследование, которое в точности повторяет уже известные положения в конкретной сфере науки, и не предлагает каких-либо новых путей для решения существующих проблем, не будет высоко оценена научным сообществом в целом, а также членами Диссовета, которые выносят решение о присвоении степеней соискателям.
Благодаря тому, что диссертант указывает конкретные тезисы, которые обосновывают научную новизну (НН) исследования, он может доказать, что его работа является значимой и отличается от тех НИР, которые готовили ранее другие исследователи.
Требования к степени новизны диссертационной работы в определенной степени отличаются для студентов-магистрантов, а также аспирантов и соискателей докторской степени. Однако, в целом, данный компонент входит число обязательных для всех типов диссертационных исследований.
Все диссертационные исследования проходят нормоконтроль, при этом оценке подлежит качество научного аппарата, а также наличие четкого обоснования значимости и новизны представленного научного труда.
Диссертант должен представить весомые аргументы в пользу того, что его исследование уникально, предлагает новые решения и пути преодоления существующих проблем в той научной области, которую он рассматривает. Новизна может заключаться не только в описании инновационной методики, или приёма, но и в новом аналитическом подходе к рассмотрению уже известных явлений и процессов. Также новизна может предполагать устранение существующих пробелов в познаниях в каком-либо научном направлении.
Однако новизна редко может быть абсолютной. Поэтому зачастую данный показатель предполагает доработку уже существующих методических и концептуальных подходов. В особенности это касается выпускных квалификационных работ магистрантов, к которым не предъявляются такие жесткие требования, как к диссертациям соискателей.
То есть новизна может быть отражена в обособленных нюансах исследования, которые диссертант детально обосновал в тексте диссертационной работы.
Несмотря на то, что структура всех диссертационных работ схожа по многим показателям, некоторые нюансы могут отличаться по степени требований. Это относится и к уровню новизны научной работы.
Таблица 1. Три основных типа диссертационных исследований, каким образом в них должна быть отражена научная новизна
Магистерский проект | Подготовка данной диссертационной работы является необходимым условием для успешного окончания обучения в магистратуре по определенному профилю. Магистрант должен позаботиться о том, чтобы его работа обладала научной новизной, но при этом от него не требуется глобального открытия, а лишь проведение актуального исследования, результаты которого буду обладать значимостью. В магистерской работе необходимо указать несколько тезисов, которые позволят судить о том, что проект обладает новизной по определенным параметрам. |
Кандидатское диссертационное исследование | Его выполняют аспиранты, с целью получения степени «кандидат» наук в выбранной научной области. Это гораздо более сложное и комплексное исследование, чем ВКР. В ходе своей научной работы аспиранту необходимо рассмотреть ранее нераскрытые познания, а также обосновать их с теоретической и практической стороны, проведя экспериментальную проверку поставленной гипотезы. |
Докторская диссертационная работа | Из всех представленных типов, докторское исследование является наиболее трудоемким и затратным по времени. Иногда на его подготовку уходит много лет. Новизна в докторской диссертации должна быть явной и неоспоримой. При этом учёному необходимо пошагово обосновать совершение значимого и масштабного открытия, способного существенно повлиять на развитие той, или иной области познания и практической деятельности. В таком исследовании новизна выражается минимум в 5-7 критериях. |
Просто констатировать, что исследование является новым, не получится. Не следует забывать о том, что без обоснования, то есть предоставления необходимых аргументов, вся озвученная диссертантом информация не будет считаться достоверной. А это в свою очередь, приведет к тому, что диссертация не пройдет нормоконтроль, и не будет допущена к защите. Новизна играет важную роль уже на этапе подбора темы для исследования. Также она обязательно обосновывается во вводной части диссертационной работы.
Когда диссертант готовит обзор источников в теоретическом блоке исследования, он также косвенно раскрывает новизну своей работы, так как отмечает пробелы в изысканиях других авторов, которые послужили основой для его собственных научных предположений и постановки ключевой цели.
Диссертанту предстоит не только обосновать новизну в тексте диссертации и автореферата, но и отстаивать ее в ходе процедуры защиты своего научного исследования, во время которой ему могут быть заданы связанные с ней вопросы от лица членов комиссии, оппонентов и всех присутствующих.
Для того чтобы успешно преодолеть защиту и получить степень, диссертанту необходимо доказать, что предложенная им методика, или инновационный подход, ранее не рассматривались в нужном объеме другими исследователями.
При этом, в процессе подготовки научного аппарата, не следует забывать о важности правильной и четкой формулировки всех положений, которые его характеризуют.
Можно выделить несколько основных направлений, которым может следовать диссертант для решения данной задачи в рамках своего научного исследования:
1. Изобретение и описание инновационного метода, теоретической модели и т.д. При этом автор последовательно обосновывает ее фундаментальные основы, а также проводит научно-практическое исследование, результаты которого наглядно подтверждают применимость предложенной методологии. Такой метод обеспечения новизны применяют докторанты и, в некоторых случаях, аспиранты. При этом новизна проведенной работы достаточно очевидна;
2. Внедрение уже известных методов и подходов для решения актуального вопроса. При этом диссертант смотрит на ранее описанные методики с другого ракурса и тем самым привносит свой собственный научный вклад, обеспечивая новизну своей работы. Он реализует собственное исследование, анализирует полученные результаты, формулирует выводы и дает рекомендации относительно возможности применения обновленного подхода в прикладной деятельности. Такой метод применяется преимущественно в выпускных квалификационных работах, которые выполняют студенты, претендующие на звание «магистр».
Таблица 1. Уровни новизны в разрезе различных аспектов научного аппарата исследования
Объект и предмет |
1. Предмет диссертации никогда не рассматривался прежде другими учёными, или в их работах существуют существенные пробелы; 2. Предмет НИР уже анализировался ранее другими авторами, однако диссертант смог подойти к его рассмотрению с новой стороны, что позволило расширить уровень познаний. |
Цель диссертационного исследования |
1. Цель диссертационной работы является уникальной и ранее не ставилась в трудах предшественников; 2. Поставленная автором цель была поставлена другими диссертантами в рамках их изысканий, но не была реализована в полной мере; |
Методология |
1. Проблема диссертации была поставлена ранее другими исследователями, однако методология, которую они применяли для ее решения больше не является актуальной; 2. Диссертант применяет методическую базу, которая помогает рассмотреть особенности объекта, которые до этого не учитывались, или недостаточно освящены в литературе; 3. Автор рассматривает те методические приемы, которые до него применялись только в исследованиях в рамках смежных научных отраслей; 4. Диссертант осуществил модернизацию существующих методов и техник и обосновал необходимость их пересмотра с целью получения необходимого результата. |
Теоретическая основа |
1. Автор диссертации взял в качестве базы те источники, которые в других работах практически не анализировались, но несмотря на это являются актуальными и достаточно авторитетными; 2. Диссертант проводит анализ материалов, которые уже становились теоретической базой других диссертационных работ, но их содержание было раскрыто недостаточно широко. Выводы и результаты; 3. Выводы, которые представил автор, являются оригинальными, а не повторяют те, которые формулировали другие исследователи; 4. Несмотря на то, что результат исследования уже был достигнут раньше в рамках других НИР, диссертант раскрыл отдельные аспекты, которые позволяют судить о новизне подхода к возможности его применения в прикладной деятельности. |
В определенной степени данный показатель должен быть проанализирован во вводном и заключительном разделе исследования. Также его характеристика включается в текст автореферата. Не следует забывать о том, что обоснование новизны должно являться одним из основных компонентов доклада, который диссертант будет озвучивать перед Диссоветом в процессе защиты своего изыскания.
Ниже обозначим ключевые этапы, которые необходимо пройти для того, чтобы обосновать научную новизну диссертационной работы:
1. Прежде всего, требуется тщательно выбрать тематику, которая будет достаточно актуальной;
2. Проанализировать доступные литературные источники и сформулировать теоретико-методологическую базу;
3. Детально рассмотреть все элементы научного аппарата с точки зрения обеспечения необходимой степени новизны в каждом из них;
4. Выявить и зафиксировать те нюансы, которые позволяют судить об уникальности авторского подхода и его новизне;
5. Детально обосновать достоверность выводов, которые были осуществлены по итогам исследования и аргументированно доказать их новизну.
Что еще необходимо учитывать соискателю при обосновании новизны своего исследования:
1. Следует уделить особое внимание формулировкам. Те предложения, которые обосновывают новизну, должны быть составлены грамотно, четко и достаточно кратко;
2. Чтобы правильно отразить новизну своего исследования целесообразно применять следующие глаголы: «обоснованы», «рассмотрены», «выявлены» в отношении тех компонентов, которые раскрывают новизну исследования.
Наиболее частые ошибки в процессе обоснования новизны диссертации:
- Автор приводит слишком мало аргументов в пользу новизны своего исследования;
- Те положения, которые отражают новизну, не соотносятся с выбранной диссертантом темой;
- Автор путает новизну с другими критериями, которые также должны быть отражены в исследовании, в частности со значимостью, или актуальностью исследования;
- Диссертант полностью копирует высказывания других авторов, которые касались новизны их изысканий. В результате снижается уникальность диссертации.
Таким образом, правильно обоснованная новизна – это важный компонент диссертационного исследования. Если диссертация не несет в себе никакого новшества, она не может считаться полноценным научным исследованием, а это значит, что ее автор не будет достоин присвоения той степени, на которую претендует.
Иногда выполнить диссертационную работу в одиночку бывает очень сложно. В такой ситуации оптимальным вариантом станет получение консультации у компетентных учёных. Эксперты научного консультационного центра «Diss-Work» помогут Вам успешно сформулировать все аспекты научного аппарата диссертации, обеспечить научную новизну исследования и подготовить его к успешной защите.
Позвонить нашим менеджерам по номеру +7 (987) 2000-555 |
Написать в WhatsApp Telegram по номеру: +7 (987) 2000-555 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в раздел нашего сайта |