Между индивидуальным и универсальным в бытии человека существуют глубокие противоречия. Социокультурный контекст рассмотрения этой проблемы наиболее распространенный. Среди его главных аспектов отметим следующие: соотношение в культуре и истории человека-индивида и человечества в целом; отношение индивидуального и родового в жизни конкретного человека; степень влияния на индивидуальную жизнь человека общечеловеческих ценностей.
Литературный подход к этой проблеме имеет свои специфические особенности. Во-первых, изменен сам контекст ее рассмотрения. Литература рассматривает бытие микрокосма по отношению к макрокосму в его вселенском масштабе. Это обусловливает необычность и своеобразие видения этой проблемы. Мы видим, что расширение рамок универсального до обозначенных пределов делает социокультурный аспект лишь частью более широкого общего, поглощается им.
Во-вторых, для литературы характерен акцент на эволюционном подходе к человеческому бытию. Это подразумевает рассмотрение индивидуального и универсального в бытии индивидуума как процесса его развития и становления. Главным предметом такого изучения становится сам факт перехода между качественными уровнями.
Одной из первых проблем, вызванных таким подходом, является необходимость конкретизации самого понятия универсального, соответствующего данному контексту рассмотрения.
Здесь большое влияние оказывает европейская культурная традиция, основанная, прежде всего, на классической науке, которая рассматривала космос как некую безмолвную, мертвую природу. Вместе с этим именно в космосе человек, сформированный в европейской культурной среде, видел образец организованности и упорядоченности.
Исходя из этой традиции, соотношение индивидуального и универсального в бытии человека следует рассматривать только в рамках природного процесса. Такой подход требует ответов на следующие вопросы: какую роль играет индивидуум в этом процессе? Каким образом он участвует в процессах такого масштаба? Каким содержанием наполнена сама жизнь человека?
Предваряя рассмотрение собственно концепции литературы, заметим, что в европейской культуре широко распространена и иная традиция рассмотрения индивидуального и универсального в человеческом бытии применительно к космическим масштабам. Это религиозная, прежде всего - христианская, традиция. Согласно этому учению, универсальное есть мир божественный, небесный, мир Бога-творца.
Человек является плодом его творения, созданным по его образу и подобию, и управляющий земным миром. Подобная традиция относит индивидуальное и универсальное к различным мирам, в результате чего мир человека и само его бытие лишаются целостности, становятся разорванными.
В литературе понятие универсального принимает значение организованного целого в космических масштабах. В такой трактовке универсальное организовано по принципам эволюции о формировании многого из единого. В его основе лежит Единое неведомое (в индуистской традиции - Парабрамана), при самотрансформации которого происходит формирование семи космических планов.
Если смотреть на них из точки возникновения, каждый план переходит к образованиям меньшего космического масштаба, иными словами - к более дифференцированным формам. Солнечная система, представляемая нами как макрокосм, формируется на седьмом этапе. В нее включена иерархия планетарных эволюций. Например, в рамках планетарной эволюции Земли мы наблюдаем иерархию всех материальных систем с человеком включительно.
Механизм перехода между различными уровнями организации универсума представляет собой естественный процесс взаимодействия между веществом и энергией. Вещественная структура характеризуется с помощью понятия атомов и природных элементов- стихий, энергетическая - с помощью понятий магнетизма, электричества, теплоты и других природных сил. Универсум же в целом рассматривается в виде астрономических объектов различной степени общности, среди которых на низшей ступени расположен планетный уровень Земли.
Однако литература не останавливается на рассмотрении лишь этой стороны космического бытия. Показывая царящие в космосе порядок и организацию, она неизбежно задается вопросом: каким образом они обеспечиваются?
Современная наука видит в их основе информационные процессы. Однако этот ответ кибернетики появился лишь спустя несколько десятилетий после формирования литературной доктрины. Поэтому литераторам за ответами пришлось обращаться к древним традициям описания процессов возникновения многого из целого и самоизменения. В итоге эти свойства природы приписываются духу в качестве творческого начала.
Проявляя волю к существованию, единое изначально разделяет себя на две сущности: дух и материю. Первая является творческим началом, вторая - тем, в чем дух воплощает себя в мире. Подобная двойственность является фундаментальным признаком мира, в котором живет человек. Она выражает себя в связи духа и материи, приводящей к порождению и развитию сознания, а также в возникновении форм, как их соединения в бесконечном многообразии дифференцированных проявлений.