Реализовать успешное диссертационное исследование невозможно без составления качественной методологической основы. Данное понятие представляет собой систему методических подходов, техник и научных инструментов, которые применяет диссертант в ходе научной работы.
Выбор методологической базы неразрывно связан с теоретическими основами проводимого автором диссертационного исследования. Прежде, чем определиться с подходящими методами, диссертанту необходимо проанализировать концептуальные подходы, которые лежат в основе выбранной им тематики. Это дает ему возможность изучить отдельные аспекты выбранного предмета научно-исследовательской работы, определить пробелы в познаниях и противоречия. После этого он может поставить конкретные цели своей диссертационной работы, определится с перечнем задач и выбрать методологическую базу, необходимую для реализации всех этапов научной работы.
Вне зависимости от того, в какой области будет осуществляться исследование, предполагает оно экспериментальную проверку гипотезы, или только теоретический анализ, диссертанту будет необходимо применять совокупность научных методов.
Именно методологическая основа становится фундаментом для построения плана всей диссертационной работы, определяет подход к поиску, аналитическому рассмотрению и расшифровке собранной диссертантом информации.
Само понятие «метод» пришло с греческого языка и имеет значение «путь», то есть это важный фактор, который ведет к реализации той цели, которая была определена автором исследования. В свою очередь методологическая база – это целая система методов различного характера, которые выступают в качестве инструментов для осуществления научно-исследовательской работы.
Какие задачи выполняет методологическая основа диссертационного исследования:
1. Задает вектор исследования, который необходим для решения поставленных диссертантом задач;
2. Помогает эффективно собрать, проанализировать, систематизировать и классифицировать данные;
3. Позволяет обосновать выводы диссертанта, сформировать необходимую доказательную базу;
4. Оптимизирует весь процесс диссертационного исследования, позволяет сократить время на его реализацию;
5. Помогает уменьшить риск ошибок и улучшить качество диссертационной работы в целом;
6. Позволяет выстроить взаимосвязь между отдельными компонентами исследования и представить их в форме организованной системы;
7. Помогает представить результаты в определенной стандартизированной форме, что необходимо для дальнейшей оценки результатов и т.д.
Введение является важной частью диссертационного исследования, так как в нем автор детально описывает все ключевые компоненты своей работы. Это касается не только объекта и предмета научной работы, задач и целей, которые определил диссертант, но и теоретико-методологической базы исследования.
Методологическая основа описывается достаточно лаконично во вводной части диссертационной работы. В нескольких предложениях диссертант перечисляет те общенаучные и специальные методы, которые он применял в ходе работы над своей диссертацией. Если это определенный инновационный метод, который применяется в науке недавно, то в дальнейшем в ходе исследования потребуется дать ему характеристику: кто его разработал, в чем заключается его суть и т.д.
Необходимо понимать, что методологическая основа оказывает влияние на все этапы диссертационной работы: поиск ключевой проблемы и выявление ее отдельных нюансов, сбор информации об объекте научной работы, организацию прикладной проверки поставленной гипотезы, обработку полученных результатов и т.д.
Для построения исследования необходимо понимать какие именно методики применять в процессе. Можно выделить несколько основных подходов, которые помогают определиться с подходящими методологическими компонентами.
Таблица 1. Несколько основных подходов, которые помогают определиться с подходящими методологическими компонентами.
Количественный. | Он позволяет провести измерение определенных данных, собранных диссертантом. Данный подход применяется часто в рамках эмпирических исследований в различных областях науки. Сюда включается тестирование, статистический метод, анкетирование и т.д.; |
Качественный. | Он предполагает применение методов, позволяющих проанализировать характер явлений и процессов, которые нельзя измерить с помощью количественного подхода. Он чаще всего применяется в дисциплинах гуманитарного цикла. К этой группе можно отнести наблюдение, интервьюирование, исторический метод и др.; |
Смешанный. | Он объединяет компоненты каждого из указанных выше подходов и применяется в том случае, если необходимо провести анализ определенного комплексного процесса. При этом автор применяет специализированные методики, основанные на различных комбинациях количественных и качественных методов. |
Таблица 2. Виды методов в зависимости от уровней их применения
Общенаучные. | Методы, относящиеся к данной группе, могут найти применение абсолютно в любой научной сфере. Практически в каждой диссертационной работе авторы прибегают к общеизвестным методам познания: синтезу, анализу, сравнению, дедукции и т.д. Без них практически нереально осуществить научное исследование; |
Частные (узкоспециальные). | Такие методы применяют в определенных областях, так как у них есть специфические черты. К примеру, в экономических дисциплинах необходимо рассчитывать определенные показатели, связанные с рентабельностью, прибыльностью, уровнем устойчивости предприятия на рынке и т.д. |
Таблица 3. Характеристику наиболее распространенных общенаучных методов исследования
Анализ | Данный метод применяется в каждой научной работе. Он предполагает разделение определенного процесса, объекта на обособленные компоненты, каждый из которых детально рассматривается и описывается автором диссертации. |
Синтез | В отличие от предыдущего метода, он носит обратную функцию, соединяя воедино представления об отдельных элементах изучаемого явления. Он применяется для их обобщения с целью установления определенных связей между всеми компонентами. Необходимо отметить, что анализ и синтез часто применяются в совокупности, что позволяет реализовать наиболее качественную детализацию и систематизацию отдельных аспектов исследования. |
Моделирование | Данный метод применяется во многих диссертационных исследованиях. Он предполагает рассмотрение объекта, через построение его модели. При этом автор может выявить определенные характеристики, или закономерности. Модели могут быть педагогическими, техническими, экономическими и т.д. |
Абстрагирование | Применяется в том случае, когда изучение определенного явления, процесса, или объекта действительности не предполагает обязательный учёт всей совокупности его элементов, а рассмотрение только ключевых признаков. Это дает возможность составить целостную картину и обобщить ее, тем самым облегчая понимание об объекте научной работы; |
Конкретизация | Противоположный предыдущему метод, который необходим для определения отдельно взятых взаимосвязей и компонентов объекта, или процесса. Его применение позволяет диссертанту учесть наиболее вероятные аспекты, оказывающие влияние на предмет его исследования и акцентировать на них свое внимание. |
Формализация | Метод заключается в том, что объект изучения представляется в форме определенных знаковых систем. Он часто применяется в лингвистике, информационных системах, дисциплинах естественнонаучного, технического цикла и т.д. |
Наблюдение | С помощью данного общенаучного метода диссертант может исследовать интересующую его часть реального мира. При этом, в отличие от простого восприятия, научное наблюдение предполагает определенную цель и заранее подготовленный план. Результаты, полученные автором в ходе осуществления данного метода, фиксируются и являются значимыми для построения определенных выводов, и осуществления дальнейших рекомендаций; |
Эксперимент | В ходе его реализации диссертант исследует конкретное явление, или процесс, создавая для этого необходимые условия. В процессе экспериментальной работы автор фиксирует полученные данные и затем описывает их в своем исследовании; |
Измерение | Это количественный анализ объекта, предполагающий вычисление интересующих диссертанта показателей с помощью формул, таблиц и т.д. Измерению могут подлежать различные математические, физические, финансово-экономические параметры и т.д. |
В зависимости от того, в каком научном направлении диссертант готовит диссертационную работу, он может применять частные методы, характерные именно для этой научной сферы.
В качестве примера рассмотрим несколько распространенных специальных методов, которые применяются в определенных научных направлениях.
В экономике:
1. Калькуляционный метод - применяется для расчета себестоимости отдельных видов продукции;
2. Финансово-экономический анализ - он предполагает обособленное рассмотрение различных аспектов деятельности организаций, или отдельных отраслей, для выявления их особенностей и установления взаимосвязи с другими показателями;
3. Статистический метод – он предполагает сбор и анализ количественных показателей, которые относятся к определенной стороне хозяйственной деятельности предприятия, или отрасли.
В юриспруденции:
1. Сравнительно-правовой - помогает изучить особенности правовых взаимоотношений в различных государствах, путем их сравнения между собой;
2. Формально-юридический - применяется для изучения правовой документации, отдельных явлений в юридической практике;
В психологии:
1. Интервьюирование - сбор необходимой информации через коммуникацию с объектом исследования;
2. Кейс-метод - одна из наиболее современных методик, основанная на принципе активного обучения, а также формирования у личности необходимых навыков и умений;
3. Психологический эксперимент - фиксация данных, полученных в результате наблюдения за человеком, или группой людей в определенных условиях;
4. Тестирование - применяется для выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Таблица 4. Основные этапы подбора методологической базы для диссертационной работы
1. Формулировка цели и задач научной работы. | Это поможет определиться с теми методами, которые лучше всего подойдут для исследования. К примеру, если в качестве цели диссертант определил изучение истории развития культуры в определенном государстве, то ему будет целесообразно применять ретроспективный, диахронический метод и др.; |
2. Описание теоретической основы диссертации. | Она состоит из концепций, теорий и понятий, которые относятся к объекту и предмету диссертационного исследования. Выбор подходящей методологии должен быть тесно связан с теоретической базой; |
3. Определение выборки. | В зависимости от направления научного исследования она может включать определенную категорию людей, совокупность явлений и т.д. В том случае если выборка была отобрана правильно, автор исследования сможет получить достоверные результаты; |
4. Выявление подходящего метода сбора информации. | В аналитической главе диссертационной работы, автору необходимо собрать конкретные данные, относящиеся к объекту научной работы. С этой целью он может применять различные методы, в том числе измерение, опрос, тестирование, статистический метод и др.; |
5. Выбор метода для обработки собранных данных. | Такой тип методов предназначен для качественной интерпретации той информации, которая была собрана на предыдущем этапе. |
Таким образом, методологическая база играет важную роль. Она позволяет реализовать диссертационное исследование, провести качественный, или количественный анализ, необходимый для достижения поставленной диссертантом цели. Консультанты компании «Diss-Work» готовы помочь Вам подобрать подходящие методы исследования, определить ключевые этапы диссертационной работы и решить другие задачи, которые необходимы для подготовки успешного научного исследования.
Позвонить нашим менеджерам по номеру +7 (987) 2000-555 |
Написать в WhatsApp Telegram по номеру: +7 (987) 2000-555 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в раздел нашего сайта |