У всех педагогических работников периодически возникает необходимость в прохождении процедуры аттестации, которая необходима для подтверждения установленной квалификационной категории, или ее повышения.
Обязательная аттестация проводится каждые пять лет с целью подтвердить наличие у конкретного специалиста профессиональных навыков, соответствующих его должности. Также аттестация может быть добровольной, в том случае, когда педагогический работник подает соответствующее заявление и претендует на присвоение более высокой педагогической категории.
В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо собрать портфолио, в которое включаются документы, подтверждающие его заслуги в своей профессиональной сфере. К ним относятся грамоты, дипломы, награды, результаты методической работы, а также сертификаты о наличии опубликованных материалов в научных изданиях и СМИ. За каждый пункт в портфолио педагог получает баллы.
Перечислим основные способы публикации, которые могут применять педагоги для получения сертификата:
- В сборниках по результатам конференций.
- В средствах массовой информации (СМИ).
- В рецензируемых журналах РИНЦ и ВАК.
Остановимся на них более детально.
Участие в научных мероприятиях: семинарах и конференциях дает педагогу возможность поделиться результатами собственной методической работы с общественностью, а также проанализировать опыт своих коллег.
Конференции могут проводиться в оффлайн или онлайн формате. Тезисы докладов, которые представили все участники, затем печатаются в виде сборника.
Педагогу необходимо пройти несколько этапов для того, чтобы опубликовать свою статью данным способом:
1. Подобрать подходящее мероприятие: семинар, или конференцию. Оно обязательно должно быть посвящено проблемам педагогики и образования. Информацию о ближайших конференциях можно найти в интернете.
2. Написать статью, которая будет в полной мере соответствовать заявленной тематике мероприятия. При этом необходимо:
- Сформулировать лаконичный и информативный заголовок для своей статьи.
- Составить основной текст на основе собранной в подходящих источниках информации.
- Выполнить оформление статьи в согласии с требованиями выбранной конференции.
- Проверить готовую статью в системе «Антиплагиат-ВУЗ», для того чтобы убедиться в нужном уровне уникальности материала.
- Отправить статью в редакцию в печатном, или электронном варианте, в зависимости от требований.
3. Дождаться завершения самого мероприятия и публикации материалов, после чего запросить у редакции сертификат, который подвертит, что статья опубликована.
В качестве недостатка данного способа публикации можно отметить тот факт, что на момент подготовки к аттестации может не оказаться подходящей конференции. Также требуется определенное время на ее проведение и публикацию сборника. В результате могут пройти недели, и даже месяцы, прежде чем педагог получит на руки нужный ему сертификат. Если есть достаточный запас времени, данный способ может подойти, в противном случае лучше рассмотреть другие варианты.
В отличие от научных журналов издательства, относящиеся к категории СМИ, рассчитаны на более широкую аудиторию читателей.
В данном случае педагогу необходимо опубликовать свой материал на одной из электронных площадок, которые прошли регистрацию в Роскомнадзоре. К примеру, это могут быть:
- Информационно-аналитические порталы. Педагоги могут представить на них свои авторские материалы, которые относятся к области педагогики и образовательной деятельности, и в результате получить в качестве подтверждения публикации специальный сертификат. К наиболее известным порталам из данной категории относится «Всем!ру», «Продленка» и др.
- Образовательные и методические порталы («Аксиома», «Дом знания», «МетодСовет» и др.). Они рассматривают актуальные педагогически проблемы, методики преподавания и т.д. и публикуют тематические статьи педагогов.
После публикации статьи на одном из указанных порталов, педагог получит сертификат и определенное количество баллов, которые необходимы для прохождения аттестации. Однако если он хочет повысить свой научный авторитет, ему также следует уделить внимание другому способу публикации, а именно подготовке статьи для рецензируемых научных журналов.
Многие педагоги выбирают данный способ публикации, так как в данном случае они не просто получают баллы, которые необходимы для успешного прохождения аттестации, но и вносят определенный вклад в педагогическую науку, повышают свой авторитет в глазах научной общественности.
Ключевая особенность журналов РИНЦ и ВАК состоит в том, что они являются рецензируемыми. Это предполагает, что все статьи проходят обязательную проверку на качество в соответствии с определенными критериями, прежде чем будут допущены к печати.
Статьи РИНЦ и ВАК отличаются по своей структуре, требованиям к содержанию и оформлению.
![]() |
У статей РИНЦ есть ключевые особенности: 1. За основу РИНЦ-статьи обязательно необходимо брать ту проблему, которая является актуальной и значимой в настоящий момент времени. Например, педагог может рассмотреть особенности определенного педагогического метода, сопоставив информацию, взятую из различных источников. Другими словами, в статье необходимо сделать детальный и глубокий обзор в рамках выбранной тематики. При этом необходимо следить за тем, чтобы были правильно оформлены цитаты и ссылки на источники, которые рассматривал автор. 2. Статья РИНЦ должна быть представлена в редакцию журнала с учетом наличия необходимых структурных элементов: - Заголовок. Он должен отражать выбранную тематику и рассматриваемую автором научную проблему. Следует делать его лаконичным, но при этом достаточно информативным; - Аннотация. Она должна состоять из 4-5 предложений, которые отражают содержание публикации и обосновывают ее актуальность. Ее необходимо подготовить на русском и английском языке. |
- Ключевые слова. Необходимо выделить в качестве ключей основные понятия, термины, имена собственные, которые дадут читателю представление о содержании научной статьи. Они также переводятся на английский язык.
- Основной текст. Сама статья должна быть составлена в определенной логической последовательности. Начать необходимо с краткого введения, в котором автор указывает на актуальность проблемы и ее значимость, затем перейти к изложению основных мыслей, а в конце сделать заключение, подводя итоги проведенному обзору, или научному анализу.
- Список литературы. Он представляет собой перечень источников, которые анализировал и цитировал автор.
![]() |
3. Объем РИНЦ-статьи обычно составляет 6-7 печатных листов. Помимо текста автор может добавлять таблицы, изображения, графики и т.д. При этом они должны быть оформлены в согласии с требованиями издания.
4. У всех журналов РИНЦ могут быть определенные требования к авторским материалам, которые относятся к формату файла, типу шрифта, интервалам и т.д. Поэтому педагогу необходимо уделить время на знакомство с требованиями выбранной редакции, прежде чем отправлять на рецензирование готовую статью.
5. Преимущество РИНЦ-журналов состоит в том, что многие из них выходят достаточно регулярно – ежемесячно, или даже еженедельно. Поэтому у педагога есть возможность опубликовать материал достаточно быстро. Также можно воспользоваться платными услугами издания, которые позволяют существенно сократить срок рецензирования материала. |
6. Важное условие любого рецензируемого издания – это отсутствие плагиата. Уникальность статьи проверяется в системе «Антиплагиат-ВУЗ» и для статей, связанных с областью педагогики, она должна составлять не менее 75%.
![]() |
1. Все ВАК-журналы ранжируются в соответствии с их квартилями. Первые два (К1 и К2) – это авторитетные издания, в которых обычно публикуются кандидаты и доктора наук. У них очень высокие требования к авторским материалам и самый большой период рецензирования. Педагогу не всегда целесообразно готовить статью для К1 и К2 с целью пройти аттестацию. Вполне достаточно рассмотреть журналы третьего квартиля (К3). Они также включены в список ВАК, однако их требования обычно не настолько жесткие. Тем не менее если сравнивать РИНЦ и ВАК-издания из группы К3, публикация в последних будет чуть сложнее, так как сами по себе требования ВАК приближены к международным стандартам.
2. Содержание статьи уровня ВАК, в отличие от РИНЦ обязательно должно представлять собой научное исследование, а не просто обзор отдельно взятой проблематики. При этом все статьи, которые публикуют педагоги в данных изданиях можно разделить на две основные группы:
|
- Эмпирические (научно-практические). Для журнала ВАК педагогу следует подготовить статью, которая будет содержать экспериментальную часть. Например, она может описывать результаты проведенной эмпирической работы с учениками, или студентами, которая связана с проверкой эффективности определенной методики преподавания и т.д. При этом выделяется экспериментальная и контрольная группа. Автор формулирует гипотезу, ставит цели и задачи, обозначает предмет и т.д. Также необходимо описать в каких условиях проводилось исследование, в течение какого периода времени и т.д. Затем необходимо наглядно представить и проанализировать полученные результаты.
- Научно-теоретические. Их ключевое отличие от предыдущей группы состоит в том, что в процессе проведения исследования автор применяет общенаучные и специальные теоретические методы. К примеру, педагог может посвятить статью разработке и анализу предложенной им педагогической модели. При этом он описывает ее суть и обосновывает ее эффективность с теоретической точки зрения. Часто педагоги готовят сразу две статьи для изданий ВАК. Одна из них рассматривает предложенную модель, или метод с точки зрения их научного обоснования, а вторая – практической значимости, которую автор подтверждает проведением эмпирического опыта.
![]() |
3. Требования к структуре статьи ВАК в целом совпадают с теми, которые указаны в стандарте IMRAD. В соответствии с ними вся статья должна делиться на несколько разделов: - Вводная часть. В ней педагогу необходимо последовательно обозначить ключевые элементы научного аппарата своего исследования: объект, предмет, цель, актуальность, новизну и т.д. - Материалы и методы. В данной части следует обозначить, с помощью каких методов проводилось исследование, а также перечислить инструменты, которые применял автор. Также необходимо описать состав выборки, этапы эксперимента и т.д. - Результаты. Данная часть посвящена анализу тех данных, которые были получены в ходе практической части исследования. При этом следует представить их в форме графиков, диаграмм, для того чтобы читателю было удобно их сопоставить. - Заключение. В нем формулируются выводы на основе проведенного исследования. Также следует указать на возможность прикладного применения полученных результатов в педагогической практике. |
Помимо указанных разделов для статьи ВАК, так же как и для РИНЦ, должна быть подготовлена аннотация, ключевые слова и библиографический список, который включает не менее десяти актуальных источников.
![]() |
4. Статьи ВАК проходят строгое рецензирование, и публикация обычно занимает до одного месяца, в том случае если автор останавливает свой выбор на издании третьего квартиля. Поэтому необходимо внимательно рассмотреть требования к оформлению и структуре материала, чтобы не было необходимости дорабатывать статью.
|
Компания «Diss-Work» готова оказать педагогам необходимую консультационную поддержку, связанную подготовкой к обязательной и добровольной аттестации, написанием и оформлением научных работ для рецензируемых журналов. Мы поможем выбрать подходящий вариант публикации и учесть все требования выбранного издательства.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Позвонить нашим менеджерам по номеру +7 (987) 2000-555 |
Написать в WhatsApp Telegram по номеру: +7 (987) 2000-555 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в раздел нашего сайта |